Читайте в блогах

Почему борисовский завод "ПОЖСНАБ" снизил поставки своей продукции на российский рынок

Среда, 08 февраля 2023 16:33

Раньше Москва и Минск активно обсуждали вопрос доступа белорусских предприятий к российским госзакупкам. Во многом ситуация изменилась в последнее время, однако нельзя сказать, что проблема решена полностью.

Облегчение доступа к российским госзакупкам – вопрос не новый. В этом направлении принят ряд решений и договоренностей, достигнутых на площадке Евразийской экономической комиссии и на уровне правительств Беларуси и России. Тем не менее, некоторые белорусские предприятия по-прежнему сталкиваются с трудностями.

Например, борисовский завод "ПОЖСНАБ", специализирующийся на производстве пожарно-спасательной техники, за последние пять лет существенно снизил поставки своей продукции на российский рынок. В ситуации разбиралась корреспондент Sputnik Екатерина Воробьева.

На ООО "ПОЖСНАБ" осуществляется полный технологический цикл производства – от проектирования до финальной сборки пожарной спецтехники. Здесь внимательно относятся ко всем инновациям и стараются внедрять передовые технологии.

В частности, на заводе производят высокотехнологичные кузовные надстройки из материала нового поколения – армированного волокнистого стеклопластика. Он позволяет получать конструкцию особой прочности и повышенной надежности.

Вот почему гарантия на многие модели составляет 20 лет, а автомобили успешно эксплуатируются в регионах с суровым климатом: Карелии, Якутии, Казахстане, Монголии, Зимбабве, Вьетнаме. Спецтехника также прошла проверку непростыми дорожными и климатическими условиями Африки, получила хорошие отзывы спасателей Вьетнама и Узбекистана.

"ПОЖСНАБ" выпал из российских госзакупок
До 2018 года завод ежегодно продавал в Россию порядка 50-80 пожарных машин. Последние несколько лет он выполняет разовые заказы предприятий, производящих закупку за счет собственных средств. Это связано с тем, что завод выпал из системы госзакупок РФ: при разработке российских законодательных актов не были учтены и прописаны критерии, на основании которых можно было бы определить пожарные машины как продукцию Союзного государства. И как следствие – торговать ими в рамках госзаказа.
Тем не менее, руководство ООО "ПОЖСНАБ" как никто другой понимает, что сегодня в условиях санкционного давления жизненно важно возобновить регулярные поставки в Россию импортозамещающей техники.

По инициативе предприятия, в прошлом году комиссия ЕАЭС определила условия и критерии допуска к государственным закупкам в части пожарных автомобилей, после чего продукцию завода внесли в Евразийский реестр промышленных товаров государств-членов Евразийского экономического союза. Однако значительно нарастить поставки в Россию в 2022 году предприятию не удалось.

"Если вы откроете электронные торговые площадки госзакупок России, то увидите, что напрямую производители из Беларуси не могут в них участвовать, так как торги проводятся с НДС 20%. Это при том, что белорусские компании-производители отгружают в Российскую Федерацию товары с НДС 0%", – отметил заместитель директора по коммерческим вопросам ООО "ПОЖСНАБ" Сергей Захаревич.

Таким образом, белорусские экспортеры становятся фактически отрезанными от участия в торгах. А открытие торговых представительств в России – это дополнительные затраты и усложнение схемы поставок.

Отдельная наболевшая тема для предприятия – требование, предъявляемое к участникам госторгов о подтверждении опыта поставок в рамках госконтрактов в размере не менее 20% новой закупки. А шансы заиметь опыт у новых потенциальных участников процедур, которые только получили возможность поставок, сводятся к нулю. У руководства "ПОЖСНАБ" есть свое видение, как можно решить данную проблему – зачесть успешные контракты, к примеру, для МЧС Беларуси или Казахстана.

"С учетом резко изменившейся ситуации с поставками импортной автомобильной техники и усиления интеграционных процессов в рамках Союзного государства очевидно, что назрел и вопрос о целесообразности уплаты утилизационного сбора между Беларусью и Россией на автотехнику, произведенную на предприятиях Союзного государства. Так, например, поставка в Россию лесопожарного комплекса, разработанного специалистами предприятия, сопровождается уплатой утилизационного сбора в сумме более 2 миллионов российских рублей", – отметил заместитель директора по коммерческим вопросам ООО "Пожснаб" Сергей Захаревич.

Российские спасатели заинтересованы в белорусской спецтехнике
Заинтересованность в получении белорусских пожарных автомобилей неоднократно высказывали представители региональных российских служб спасения, посетивших "ПОЖСНАБ". Также на предприятии в прошлом году побывала делегация МЧС России во главе с министром по чрезвычайным ситуациям РФ Александром Куренковым.

Он ознакомился с технологией изготовления пожарных лестниц, аналогов которых нет в России, а также новыми разработками, и отметил, что предприятие идет в ногу со временем.

Однако для того, чтобы белорусская спецтехника вновь могла беспрепятственно поступать на российский рынок, необходимо не просто получить высокую оценку профессионалов, но и откорректировать десятки внутренних законодательных актов Российской Федерации.
"К сожалению, сегодня товар белорусского производства для государственных закупок России – это заграничный товар. Мы очень надеемся, что в рамках практической реализации подписанного недавно соглашения между правительствами Беларуси и России о единой промышленной политике, будут окончательно решены все вопросы, сдерживающие доступ белорусской пожарной техники на рынок госзакупок Российской Федерации", – высказал надежду Сергей Захаревич.

Разовые заказы в Россию и импортозамещение
Сложности с поставками в Россию заставили завод переориентироваться на рынки стран дальнего зарубежья. Тем не менее, все же несколько единиц техники отправятся в Россию в этом году.

"Нам совместно с региональным представителем МАЗ удалось выиграть тендер в Санкт-Петербурге на две 32-метровые пожарные лестницы. Мы планируем поставить их к лету. Машина очень современная по всем параметрам и компонентам и не имеет аналогов в России. Это полностью наша разработка – от чертежей до готовой конструкции. Мы сами изготавливаем основание, стрелу, люльку, гидравлические и электронные системы управления и безопасности", – сказал Сергей Захаревич.

Он также отметил, что стоимость одной такой машины около 30 млн российских рублей, что значительно ниже зарубежных аналогов при идентичных характеристиках.

Кроме того, в Санкт-Петербург уедут и несколько пожарных цистерн, специально разработанных для северной российской столицы. Также готовится к отправке в Калугу пожарная автоцистерна. Сейчас прорабатываются проекты по поставке автомобилей аэродромного тушения для российских аэропортов.

На предприятии высокая локализация: около 90% комплектующих – российско-белорусского производства. В основе каждого автомобиля используется или белорусское шасси МАЗ, или российские КАМАЗ, ГАЗ. Многие комплектующие поступают также из России: насосы, запорная арматура, пожарные рукава, пожарно-техническое вооружение.

"Активнее заниматься импортозамещением нас подтолкнули события последних лет. Так, например, мы начали производить насосную станцию для пожарно-насосного автомобиля высокой мощности, которая раньше была полностью импортным продуктом. В ее основе – белорусский двигатель и российский насос. Рабочие самостоятельно собирают насосную станцию и делают необходимую управляющую электронику", – отметил Сергей Захаревич.

Молодые конструкторы с горящими глазами
Сейчас на заводе разрабатывают новые образцы современной специальной техники, включая перспективные модели, которые будут работать на электротяге. Все новинки – это результат усилий команды молодых и увлеченных своим делом конструкторов.

"В нашем отделе работает 10 конструкторов: двое занимаются только высотной техникой, а остальные сопровождают основные образцы спецтехники. В год наши специалисты осваивают около 40 новых моделей. Сейчас для Казахстана проектируем пожарные автоцистерны на шасси Hyundai. Еще один интересный проект – автомобиль связи и освещения для Сургутнефтегаза. Это сложнейший автомобиль, подобные образцы мы не разрабатывали около 10 лет, поэтому для нас это считается новой моделью", – рассказал главный конструктор Павел Ковалев.

Также он отметил, что в этом году приступят к производству первого опытного образца автолестницы высотой 52 метра.
Средняя зарплата у рабочих – около 2300 бел. рублей. Многие отмечают, что найти работу с такой зарплатой в Борисове проблематично и поэтому дорожат своим местом.

"Я пришел на завод два года назад, всему обучился на месте. Меня устраивают условия и стабильная зарплата. Тем более, начальство говорит, что в планах выйти на российский рынок, а тогда будет больше объемов. Мы очень ждем этого момента", – сказал слесарь Андрей Тишковец.

В свою очередь, руководство завода очень надеется, что все проблемы, с которыми столкнулось предприятие, будут услышаны и найдут отражение в устранении законодательных и бюрократических барьеров для свободной торговли в рамках Союзного государства.
"Мы очень хотим беспрепятственно работать на российском рынке. У нас есть резервные производственные мощности и мы видим, что наша продукция нужна и будет востребована российскими спасателями", – заключил Сергей Захаревич.


Оцените новость:
(0 голосов)

Оставить комментарий