Последние новости
-
Белстат подсчитал, сколько женщин приходится на тысячу мужчин в Беларуси
-
Минздрав озаботился ситуацией с острыми респираторными инфекциями
-
Четыре борисовчанки награждены орденом Матери
-
Перебоев с овощами и картошкой в Борисове нет
-
О схемах обмана автовладельцев рассказал инспектор по розыску Борисовского МРЭО
-
Учреждения культуры Борисовщины стали обладателями многочисленных наград
-
«Налоговая» сообщила, в каких случаях пассажир может не платить за поездку в такси
-
Конкурс профессионального мастерства на звания «Лучший кондитер-2025»
-
Подробности расследования убийства, совершенного 10 лет назад в Борисове
-
По требованию Госконтроля ведется работа по освобождению дворов от неэксплуатируемых автомобилей
Читайте в блогах
-
Покупка наследственной квартиры - что это?
Покупка наследственной квартиры часто сопровождается опасениями из-за потенциальных рисков, связанных с…
-
Ипотечное кредитование - что это?
Нужно ли бояться долгосрочных кредитов на покупку недвижимости На первый взгляд…
-
Задаток - что это?
Часто, принимая ответственные решения о покупке недвижимости или автотранспортных средств, либо…
О схемах обмана автовладельцев рассказал инспектор по розыску Борисовского МРЭО
График у сотрудника по розыску автотранспорта МРЭО МО ГАИ Борисовского РУВД Андрея Заика насыщен. Каждый день он принимает свыше 150 машин. А это как снятие, так и постановка на учет. Но работу рутинной не назовешь. Желающих подделать вин-номер либо нелегально переоборудовать транспорт, к сожалению, меньше не становится. Да и жертвы автосхем мошенников до сих пор есть. Причем узнают об обмане именно в МРЭО. В какие ситуации порой попадают водители и что делать, если вы в их числе — в нашем материале.
— Андрей, вы один такой в МРЭО, кто занимается розыском автотранспорта. Да и служите уже более 12 лет. Много техники за это время прошло через вас? Заодно расскажите о специфике работы?
— Сложно сказать, конечно же, я не считал, сколько техники прошло через мои руки за эти годы. Если говорить о статистике, то в среднем каждый день мы принимаем порядка 150 — 200 машин. Эта цифра может быть и выше. В год же я принимаю от 2 до 2,5 тысяч техники. Цифра немаленькая, но и регион у нас большой. К тому же обслуживаем не только Борисовский, обращаются и с других районов, даже областей.
Что касается обязанностей, то я занимаюсь осмотром транспортных средств. То есть проверяю документы, чтобы они совпадали с ВИН-кодами на технике, чтобы не было поддельных свидетельств о регистрации, также выявление поддельных свидетельств о регистрации автомобилей, находящихся в розыске, видоизмененных идентификационных номеров на автомобилях и другое. Это касается грузовых, легковых автомобилей, прицепов, мотоциклов, мопедов.
— А вот интересно, кто чаще всего к вам обращается — женщины или мужчины?
— Сейчас количество уже 50 на 50. Раньше было больше мужчин.
«Пришел снять с учета, а оказалось, машина в розыске Интерпола»
— Как-то слышала об автомобилях-двойниках. Не хотелось бы попасть в ситуацию, когда в другой стране «выплывет» авто один в один, как у меня. Расскажите о таких машинах и что делать автовладельцу в таком случае?
— У нас в стране есть такие автомобили. Они нормальные, то есть не видоизмененные, свидетельство о регистрации не поддельное. Но в Российской Федерации выявляли их двойников. Это такой же автомобиль, но нелегальный, скажем так. Вспоминаю случай, который произошел где-то 10 лет назад. Это машина «Toyota RAV4», собственник которой жил в Борисове. Автомобиль хороший, не криминальный, свидетельство о регистрации, естественно, тоже мы выдавали, все в порядке. Человек приехал снимать ее с учета. А у нас машины проверяются и по линии Интерпола. Оказалось, что эта машина находится в розыске. Естественно, в таких случаях мы вызываем оперативно-следственную группу. Группа приехала, и оперативный работник проводил проверку по данному факту. Оказалось, что наш автомобиль нормальный. В Российской Федерации был автомобиль-двойник: такой же марки модели, и с таким же видом, с идентификационным номером. Его сделали российские умельцы. И, это еще не конец истории, этот «двойник», который находился в Российской Федерации, его же там и украли. То есть, машина до этого уже была украдена, перебит вин-номер, ее опять украли и переделали. И таких случаев на моей практике было три.
Сгнивший или поддельный вин-номер — вычислят быстро
— Сгнил вин-номер автомобиля — это страшно? Как решить эту проблему?
— Сразу хочу сказать, что не стоит сильно волноваться. Если у вас все-таки сгнил идентификационный номер — такую технику направляем в Государственный комитет судебно-медицинских экспертиз (находится в Борисове). Проще говоря, если вы приехали на осмотр, и мы установили, что идентификационный номер сгнил — даем направление на экспертизу. Вы едете туда. Эксперт проводит комплекс экспертиз, после чего выдает заключение. Мы уже на основании этого заключения выносим решение по данному транспортному средству: либо автомобиль направляем на проверку в уголовный розыск, либо самостоятельно выносим решение. То есть не стоит бояться, если номер сгнил. По заключению эксперта мы также можем транспорт поставить, либо снять с учета.
— А вот на вашей практике был ли такой случай, когда человек соврал, что вин-номер сгнил. И благодаря экспертизе было выявлено, что он самостоятельно его «перебил»?
— Конечно. Вспоминается один из них. Это был «Пежо боксер». Направили на экспертизу, которая установила, что вин-номер был видоизменен. То есть вырезали и вварили другой. В итоге оказалось, что таким образом автомобиль был подменен. К счастью, такие случаи становятся редкостью. Это раньше очень часто люди покупали автомобили в аварийном состоянии, которые уже ремонту, так скажем, не подлежали. Покупались они для документов и идентификационного номера. То есть у людей был уже подготовлен автомобиль. Ну, как правило, это были нерастаможенные автомобили, которые контрабандным образом заходили в республику. И уже под них покупали автохлам с документами. Документы, естественно, были оригинальные.
— У вас уже за столько лет работы «глаз набит» на такие авто? Как вы их вычисляете?
— Ищем дублеры вин-номера. Как правило, заводы-изготовители наносят еще несколько вин-номеров по кузову в разные места. И если нет дублирующих заводских табличек — это, конечно, настораживает. У некоторых автомобилях количество доходит от 8 до 10 дублеров.
«Раньше машину покупали на 10 и более лет, сейчас за год меняют две-три»
— А как нe попасться и не купить автомобиль с поддельным вин-номером?
— На самом деле, сделать людям это сложно. Многие даже не сверяют вин-номер с документами. Нужно хотя бы это сделать. Идентификационный номер, как правило, размещается под капотом. А вообще все элементарно просто — вводите в интернете модель своей машины и узнаете, где смотреть вин-номер. Там все подробно указано. И сверяете с документами.
Откровенно говоря, раньше люди были более острожные и почти каждый сверял номер с документами. Возможно, это было связано с тем, что машины были роскошью, а не средством передвижения. Сегодня почти в каждой семье есть машина, а то и две. Да и менять машины стали чаще, покупать новые из автосалона. За год могут поменять две-три машины. Раньше люди покупали машину на 10 и более лет. И тенденция последних 7 — 10 лет такая, что люди вообще не интересуются такими вещами, как идентификационный номер.
— Вспомните случай из практики, когда человек приехал к вам на регистрацию и узнал, что идентификационный номер-то поддельный?
— Таких было много где-то 15 лет назад. Когда автомобили наши граждане покупали в Российской Федерации. Там существовало много мошеннических схем. Местные умельцы переваривали, перебивали и устанавливали новые номера, затем продавали. На самом деле, на глаз это очень тяжело установить. Когда машина сделана фактически на оборудовании, приближенном к заводскому. Но всегда выдавало свидетельство о регистрации, которое сложно подделать. В 2016 году мы установили целую группу лиц, которые перепродавали такие машины. Они были осуждены и большинство обманутых ими людей сумели вернуть свои деньги. Только у нас в МРЭО они пытались зарегистрировать около 17 автомобилей, а по республике — больше 40.
— Иногда в свидетельстве о регистрации пишется «снятие с учета запрещено». Что это означает?
— Расскажу на примере. Допустим, автомобиль, идентификационный номер уничтожен коррозией. И заводская табличка, либо она отсутствует, либо перезакреплена. То есть эксперт не может установить его первоначальный идентификационный номер. Тогда данный автомобиль не снимается и учиняется в свидетельстве о регистрации такая запись: «снятие с учета запрещено». Раньше снятие с учета было запрещено в течение трех лет. По истечении срока можно было снять с учета. В связи с изменением постановления Совета Министров № 1849 от 31 декабря 2002 года, руководствуясь которым мы работаем сейчас, снятие с учета данного транспортного средства запрещено. То есть оно остается у владельца уже до конца своих дней.
Так просто двигатель или кабину не поменяешь
— Если человек решил поменять двигатель в своей машине — это считается переоборудованием и нужно ли идти к вам, чтобы зарегистрировать эту замену?
— Да, обязательно. Очень многие меняют двигатели и думают, что это запасная часть и никаких дальнейших действий не надо. Нет! На сегодняшний день это считается переоборудованием транспортного средства. Двигатель можно заменить только той марки и модельного ряда, которые были установлены в данном автомобиле. Приведу пример, допустим, автомобиль «BMW», где часто меняют двигатель. И, как правило, меняется с бензинового двигателя на дизельный. Это и есть переоборудование, потому что там меняется очень большое количество всех комплектующих (мотор, коробка передач, трансмиссия, блоки). Поэтому это и есть переоборудование. И только те моторы, которые устанавливались заводом-изготовителем, допускаются к замене на тот двигатель, который устанавливался заводом-изготовителем. Никакой другой мотор. Мы вам даже не дадим направление на переоборудование.
Чтобы переоборудовать свой транспорт (изменение количества пассажирских мест, замена двигателя, установка холодильного оборудования, манипуляторов, гидробортов и другое), нужно предварительно написать заявление на имя начальника МРЭО, где человек просит выдать направление в связи с переоборудованием. Указать причины переоборудования и что он хочет сделать. Если такое переоборудование возможно, даем направление. Затем человек переоборудует транспортное средство. Едет в аккредитованную лабораторию в Минск, где проводятся испытания его автомобиля на полигоне. После чего ему дают заключение. Далее человек с этим заключением едет на Тимирязева 114 (наше областное МРЭО) и уже там на основании заключения ему выписывают свидетельство о соответствии конструкции транспортного средства с внесенным его конструкцией изменений. И в итоге получают свидетельство о перерегистрации.
— С этим понятно. А что насчет рамы или кузова? Как заменить, чтобы не было потом проблем?
— И тут мы работаем согласно постановлению Совета Министров №1849. В документе указано, что замена кузовов, внесение изменений в регистрационные документы при замене кузова, кабины, рамы транспортных средств осуществляется по разрешению начальника. Так что схема такая же. Человек приходит к нам, пишет заявление. Замена происходит при условии, что в случае такой замены не утрачивается и не изменяется идентификационный номер транспортного средства. Что это значит? Возьмем на примере. Допустим, человек хочет заменить кузов автомобиля «Volkswagen Passat». Идентификационный номер там нанесен на кузове автомобиля. У него кузов автомобиля сильно поврежден коррозией, и он хочет его заменить. Где-то нашел у кого-то аналогичный кузов, но в хорошем состоянии. Так вот, в данном случае произойдет замена идентификационного номера транспортного средства. Соответственно, замена кузова запрещена. Что касаемо рамной конструкции. Например, берем машину «Toyota Land Cruiser». Идентификационный номер в данном автомобиле нанесен на раме автомобиля. На кузове только дублирующие маркировки, таблички. В данном случае раму менять нельзя, так как там нанесен идентификационный номер. А кузов заменить можно. Но опять-таки с разрешения начальника МРЭО.
— Спасибо за беседу.