Последние новости
- Футболисты БАТЭ и "Сморгони" откроют программу заключительного тура чемпионата Беларуси
- В Борисовском районе водителя занесло в кювет
- Когда в Борисове будет Рождественская ярмарка?
- «Борисовгаз» предупреждает борисовчан об исправной тяге
- В Борисове поезд сбил... холодильник
- Мошенники призывают борисовчан стать миллионерами от имени «Белорусьнефть»
- Наталья Качанова рассказала, когда займутся дорогой «Жодино-Борисов»
- Депутат встретился с жителями «Лядищ»
- Завтра в Лошнице не будет воды
- В Борисове сегодня ограничат движение
Читайте в блогах
-
Покупка наследственной квартиры - что это?
Покупка наследственной квартиры часто сопровождается опасениями из-за потенциальных рисков, связанных с…
-
Ипотечное кредитование - что это?
Нужно ли бояться долгосрочных кредитов на покупку недвижимости На первый взгляд…
-
Задаток - что это?
Часто, принимая ответственные решения о покупке недвижимости или автотранспортных средств, либо…
25 самых важных новшеств Налогового кодекса
В проекте Общей части Налогового кодекса (НК), работа над которым сейчас ведется, есть ряд интересных новшеств. Представляем наиболее интересные для налогоплательщиков нововведения.
1. Предусматривается принцип презумпции добросовестности плательщика. Как указано в обосновании к проекту, это означает следующее: пока налоговый орган не докажет документально, что плательщик совершил налоговое правонарушение, он будет считаться добросовестным. Еще один новый принцип – стабильность налогового законодательства, который предполагает, что в течение финансового года в любые элементы налогообложения изменения вноситься не могут.
2. Обратная сила нормативных актов налогового законодательства становится невозможной. Исключены нормы, регулирующие вопросы придания обратной силы актам налогового законодательства.
3. Вводятся новые понятия и определения: «имущественные права», «иное обязанное лицо», «электронный кошелек плательщика», ««подлинный владелец организации», «осуществление контроля одного лица над другим» и др.
4. Расширяется категория лиц, признаваемых взаимозависимыми. К взаимозависимым лицам дополнительно отнесены организации:
– учредителями (участниками) которых являются физические лица, находящиеся в брачных отношениях, отношениях близкого родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также опекуна, попечителя и подопечного с установлениям доли участия и порядка ее определения, а также когда гражданин единолично или с учетом взаимозависимых по степени родства лиц осуществляют контроль над организацией;
– когда их подлинным владельцем является одно и то же физическое лицо, а также организация и физическое лицо, которое является подлинным владельцем такой организации.
5. Расширяется перечень организаций, которые не обязаны ежегодно представлять налоговикам годовую бухгалтерскую и (или) финансовую отчетность. К таковым, помимо некоммерческих организаций, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, отнесены бюджетные организации и иностранные организации, не осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории РБ через постоянное представительство, Нацбанк и его структурные подразделения.
6. В налоговые органы можно будет представлять перечень дебиторов с указанием суммы дебиторской задолженности, как в письменной, так и в электронной форме. При этом перечень не является закрытым. Также предусмотрено ограничение представление плательщиком документов, подтверждающих факт наличия дебиторской задолженности, сроком исковой давности по соответствующей сделке.
7. Устанавливается обязанность ежегодно сообщать в налоговый орган по месту постановки на учет о движении денежных средств по счетам белорусских организаций в банке и иной кредитной организации за пределами РБ.
8. Физическим лицам дается возможность подавать декларации по подоходному налогу, о доходах и имуществе, уведомление о начале осуществления деятельности по заявительному принципу и обращаться за выполнением административной процедуры в любой налоговый орган, а не только по месту жительства.
9. Налоговые льготы классифицируются по 3 категориям: системные, социальные, стимулирующие. Эти льготы будут проверяться не реже одного раза в 3 года на эффективность, по результатам которой принимается решение об их сохранении или отмене.
10. Увеличивается с 3 до 5 лет срок для зачета, возврата налогов, сборов (пошлин).
11. Плательщики, обязанные представлять в налоговые органы декларации в виде электронного документа, будут вправе направлять их на бумажном носителе при отсутствии технической возможности ее представления в виде электронного документа.
12. Предоставляется право уплатить налог, сбор (пошлину) за плательщика иному лицу, которое не вправе требовать возврата (зачета) уплаченного за плательщика налога, сбора (пошлины).
13. Решения о предоставлении отсрочки и (или) рассрочки по налогам, сборам (пошлинам), пеням принимают налоговые органы. Обязательным условием их предоставления по платежам, контроль за которыми осуществляют налоговики, является обеспечение исполнения такого обязательства залогом имущества, поручительством либо банковской гарантией. Физические лица, имеющие объективные сложности по уплате в установленные сроки налогов, имеют право обратиться за изменением срока их уплаты. В период действия этих способов обеспечения не принимаются решения о взыскании налога, сбора (пошлины), пеней за счет средств на счетах, электронных денег в электронных кошельках плательщика, за счет наличных денег плательщика, о наложении ареста на его имущество, о приостановлении операций по счетам, электронным кошелькам, а также не проводятся мероприятия по выявлению имущества плательщика и его дебиторов.
14. Оговаривается, что размер пени не должен превышать доначисленного налога.
15. Если накануне нарушения плательщик в течение 6 месяцев своевременно исполнял налоговые обязательства, приостановление операций по счетам будет не ранее чем через 10 дней после наступления срока уплаты. Если последние полгода накануне нарушения плательщик уплачивал платежи в бюджет не 22-го числа, а погашал задолженность до первого числа месяца, следующего за отчетным, срок приостановления операций – не ранее чем через 5 дней после наступления срока уплаты.
16. Руководитель (замруководителя) налогового или таможенного органа обязан будет отменять ранее принятое решение о наложении ареста на имущество в течение 3 рабочих дней после наступления обстоятельств, являющихся основанием для принятия такого решения.
17. Взыскание налогов, сборов (пошлин) не производится, если требование об их уплате не предъявлено в течение 5 лет со дня истечения срока уплаты, за исключением случаев, когда: проверяемый период в соответствии с законодательными актами превышает 5 лет; плательщиком представлена налоговая декларация с изменениями и (или) дополнениями.
18. Порядок взыскания налогов, сборов (пошлин) за счет денежных средств на счете плательщика, электронных денег в электронном кошельке, наличных и средств дебитора плательщика распространяется и на индивидуальных предпринимателей.
19. Взыскание налога, сбора (пошлины), пени с валютного счета плательщиков и их дебиторов производится с покупкой валюты банком. Исключаются положения, предоставляющие налоговым органам право взыскивать наличные денежные средства в иностранной валюте.
20. Информирование дебитора плательщика о принятом решении о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет его средств осуществляется путем направления электронного сообщения в его личный кабинет.
21. Сокращается срок проведения налоговыми органами зачета – с 5 до 3 рабочих дней в отношении излишне уплаченных сумм налога, сбора и с одного месяца до 20 рабочих дней – по излишне уплаченной госпошлине. Срок проведения возврата сокращается с 1 месяца до 20 рабочих дней. Срок информирования плательщика о проведенном налоговым органом зачете в счет исполнения налогового обязательств и уплаты пени по другим налогам уменьшается до 3 рабочих дней. Увеличивается период, в течение которого плательщик может реализовать право подать заявление о зачете или возврате излишне уплаченных платежей – с 3 до 5 лет со дня уплаты. Такой же период установлен и для проведения налоговыми органами самостоятельного зачета, возврата излишне уплаченных платежей в бюджет.
22. Вводится новый вид проверок – дополнительная камеральная проверка. Это, как указано в обосновании к проекту, связано с необходимостью такой проверки в случае отмены решения налогового органа по акту камеральной проверки по результатам обжалования решения.
23. Оговаривается поэтапное проведение камерального контроля: на первом этапе – автоматический предварительный контроль налоговых деклараций с использованием программных и технических средств, на втором – последующий контроль, в рамках которого плательщику при наличии нарушений предлагается добровольно исполнить налоговые обязательства. Камеральная проверка будет проводиться только при неисполнении плательщиком налогового обязательства по предложению налогового органа.
24. Период проведения камерального контроля ограничивается 5 годами. Срок составления акта камеральной проверки – 3 месяца со дня, следующего за днем истечения 10 рабочих дней, в течение которых плательщик должен был представить дополнительные документы, информацию и (или) пояснения, налоговую декларацию либо внести исправления в налоговую декларацию и (или) документы.
25. Изменяются критерии и круг контролируемых сделок по трансфертному ценообразованию (ТЦО).
К контролируемым сделкам по ТЦО отнесены внешнеторговые сделки с взаимозависимыми лицами (ранее контролю подлежали все внешнеторговые сделки), сумма которых с каждым из таких лиц превышает 2 000 000 BYN (без учета косвенных налогов). Сумма контролируемых сделок со стратегическими товарами также увеличена в 2 раза и составляет 2 000 000 BYN и более. В 4 раза (до 400 000 BYN) увеличен критерий в отношении остальных сделок, подлежащих контролю применения ТЦО. При совершении сделок стоимостью от 400 000 BYN контролю также подлежат сделки с резидентами оффшорных зон; с взаимозависимыми белорусскими организациями, которые не уплачивают налог на прибыль, поскольку они относятся к отдельным категориям плательщиков, и (или) применяют особые режимы налогообложения, и (или) осуществляет деятельность на определенных законодательством территориях.
Контролю на ТЦО не подлежат сделки, в результате которых физическое лицо приобрело в собственность жилище, в котором оно постоянно проживало не менее 5 лет. Исключено 20-процентное отклонение от рыночных цен. Введена обязанность для крупных плательщиков, а также лиц, совершивших сделки со стратегическими товарами, представлять в налоговый орган к 1 июня года, следующего за отчетным, документацию, подтверждающую экономическую обоснованность примененной цены.
Предусмотрена возможность заключения между плательщиком и МНС соглашения о ценообразовании, в котором согласовывается методика определения рыночной цены. Это позволит плательщику не составлять документацию, подтверждающую экономическую обоснованность примененной цены, а налоговый орган не будет осуществлять выездную налоговую проверку по контролю ТЦО, если документы, которые плательщик представит, подтверждают выполнение соглашения. Заключение соглашения сопровождается уплатой госпошлины.