Читайте в блогах

Порядок за чужой счет

Четверг, 24 января 2019 12:10

Субъектов хозяйствования и граждан хотят обязать благоустраивать не принадлежащие им территории. Об этом сообщил Бизнес союз предпринимателей и нанимателей им. М.С. Кунявского (БСПН), изучив проект закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» (далее – проект), который Палата представителей Нацио-нального собрания приняла в первом чтении в конце прошлого года.

В пресс-релизе БСПН, в частности, говорится, что изменения, которые предполагается внести в ст.ст. 43, 44 и 45 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» (далее – Закон), предоставляют местным органам власти (исполкомам и администрациям) право обязывать юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан благоустраивать прилегающие к их земельным участкам территории, т.е. земли, не находящиеся в собственности, хозяйственном ведении или аренде у этих субъектов.

При этом в проекте нет определения понятий «прилегающая территория» и «благоустройство». Что такое прилегающая территория: один метр от границы участка или сто? Что означает благоустроить территорию: навести чистоту и порядок, высадить цветы или поставить скамейки?

Эксперты БСПН, изучив проект, пришли к выводу, что изменения, которые предполагается внести в ст.ст. 43, 44 и 45 Закона, противоречат Конституции, Гражданскому кодексу, а также самому Закону.

В частности, Конституцией гарантированы равные права для осуществления хозяйственной деятельности (ст. 13), собственник имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, неприкосновенность собственности охраняется законом, принудительное отчуждение имущества не допускается (ст. 44). В соответствии со ст. 56 Конституции граждане обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей. Согласно ст. 58 Конституции никто не может быть принужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией и другими законами.

Установление местных налогов и сборов отнесено к исключительной компетенции местных Советов депутатов (ст. 121 Конституции). Однако Основной закон не дал им право устанавливать неконтролируемые размеры поборов с хозяйствующих субъектов и граждан.

В ст. 2 Гражданского кодекса установлена система принципов, определяющих и регламентирующих гражданские отношения. Все участники гражданских отношений, в т.ч. государство, его органы и должностные лица, действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (принцип верховенства права). Вмешательство в частные дела не допускается (принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела).
Участники гражданских правоотношений приобретают и осущест¬вляют свои гражданские права своей волей и в своих интересах. При этом они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

В соответствии со ст. 56 Закона гражданско-правовые отношения Советов, исполнительных и распорядительных органов с другими организациями должны строиться исключительно на договорной основе.

В связи со сказанным эксперты БСПН полагают, что от предлагаемых дополнений в ст.ст. 43, 44 и 45 Закона необходимо отказаться по указанным выше основаниям.
Добавим, что подобное вмешательство в финансово-хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования, если местные органы власти получат на него право, может негативно отразиться на бизнес-климате и привести к снижению инвестиционной привлекательности Республики Беларусь.

 

 Дмитрий КОРШУНОВ


Оцените новость:
(0 голосов)

Оставить комментарий