Последние новости
- Борисовский исполком и епархия договорились о совместной координации Рождества и Крещения
- В Борисове сгорел мужчина
- Борисову подарили картину Валерия Шкарубо
- Борисовчанка хотела купить в интернете ёлку, но «Дед Мороз» обманул
- Борисовчанка отдала мошенникам более 77 000 рублей
- #Подумайте5секунд: А1 провел онлайн-обучение по безопасности в интернете для социальных работников Минской области
- В Борисов придут инвестиции из Ирана
- Минчанин на присяге в Борисове сделал предложение. Она не смогла отказаться
- Борисовские стражи дорог за два часа выявили десятки нарушителей
- В Борисовском районе спасали очередную «потеряшку»
Читайте в блогах
-
Покупка наследственной квартиры - что это?
Покупка наследственной квартиры часто сопровождается опасениями из-за потенциальных рисков, связанных с…
-
Ипотечное кредитование - что это?
Нужно ли бояться долгосрочных кредитов на покупку недвижимости На первый взгляд…
-
Задаток - что это?
Часто, принимая ответственные решения о покупке недвижимости или автотранспортных средств, либо…
Одна пушка и не те снаряды. Кто оборонял Борисов в первые три дня немецкого наступления?
Подкрепление прибыло только через три дня. Кто первым встал на защиту Борисова в 1941 году? И что происходило в городе дальше? Говорим про страшные дни оккупации в проекте БЕЛТА "Хроники".
Гитлеровцы пришли в Борисов 26 июня 1941 года. Первыми оборону держали курсанты танково-технического училища, которое располагалось в Печах.
- 500 курсантов, два дивизиона, только набранные. У них был один учебный танк. Естественно, они не были технически подготовлены, но их вывели в окопы для обороны. Выдали им старое оружие: автоматы, пулеметы вообще времен Гражданской войны, - рассказала директор Борисовского объединенного музея Лилия Вязович. - И вот, они держали оборону, как сейчас можно сказать, в районе Северного. Это были тяжелые бои.
Группа армий "Центр" наступала. У нацистов были танки и пушки, а у курсантов - одна на всех. Да и той воспользоваться было невозможно: снаряды подвезли не того калибра.
- И вручали тогда бутылки с зажигательной смесью, которые наполняли на стекольном заводе и на спичечной фабрике. Знаете, неплохой результат оказывался: более 20 машин удалось поджечь. Естественно, потом можно были применить и автоматы. Курсанты покрыли себя неувядающей славой на Березине, потому что первыми тут начали оборону. Удерживать ее было очень тяжело, ведь помощь пришла только через три дня - 29 июня.
К городу подошла 1-я Московская мотострелковая дивизия. Ею командовал полковник Яков Крейзер.
Яков Крейзер родился 22 октября 1905 в Воронеже в семье мелкого торговца. По национальности - еврей. В Красной армии с февраля 1921 года. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1941 года за "образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство" Якову Крейзеру было присвоено звание Героя Советского Союза.
- Первые 200 танков - это были КВ и Т-34. Сегодня мы знаем, что эти легкие танки признаны лучшими боевыми машинами за всю историю Великой Отечественной войны и по маневренности, и по возможностям. Но из 500 курсантов на восток живыми отступили только 240. Более 180 погибли, остальные были тяжело ранены. В память о них на северной окраине Борисова установлен памятный знак-стела.
Самая короткая дорога на Москву шла через Борисов. Поэтому гитлеровцы сосредоточили свои силы именно здесь. 4 июля весь Борисовский район оказался под оккупацией.
Гетто в Борисове создали уже 25 июля 1941 года. Улицы обнесли колючей проволокой, евреев заставили переехать из своих домов. С собой можно было взять только то, что могли унести в руках. Нужно было носить желтые знаки в виде круга или шестиконечной звезды Давида. Гетто просуществовало около трех месяцев - до 21 октября.
- Накануне прибыли латышские полицейские, Эгоф - начальник полиции, бургомистр Станкевич, Краффе, то есть руководство из Минска. Они всю ночь в воскресенье гуляли в ресторане на левом берегу. Ну, а затем, в три часа ночи, стали этих людей садить в машины. Машин не хватало, этапировали просто пешком, выстраивали в группы. Оцепление стояло по всей территории.
Людей раздевали донага и заставляли спускаться в ямы, ложиться ничком по принципу сардин. Расстреливали в затылок. Детям постарше разбивали голову о камни, маленьких бросали в ямы живыми. Все это пересыпали землей. Убили 9 тысяч евреев.
- Есть такой рассказ, что одна женщина выбралась из этой могилы. Но ночь, лес, было холодно. И знаете, от этого всего в конце концов просто безумие наступило, и она убежала в лес. Большее ее никто не видел. Но это все рассказы, как это происходило, - добавила Лилия Вязович.
Появились и лагеря военнопленных. В них, по разным подсчетам, за три года оккупации уничтожили около 33 тысяч человек.