Читайте в блогах

Летал на «пешке», но воевал «ферзём»! Мужество и героизм летчика, борисовчанина Евеля Белявина

Вторник, 23 февраля 2021 12:09

Евель Самуилович Белявин родился в городе Борисове, в семье рабочего, да и сам он, до призыва в Красную Армию, работал на заводе. В детстве и отрочестве увлекался музыкой, литературой, искусством, но когда в стране Советов появился призыв: «Молодежь — на самолеты!», Белявин решил пойти в авиацию.

 

В летной школе его преподавателей и однокурсников поражали пунктуальность и высокая организованность юноши — качества, столь необходимые в авиации. Не случайно уже в боевом полку летчик Белявин заслужил репутацию дисциплинированного и основательного воздушного бойца. Бывало, когда товарищи подначивали его «выкинуть фортель», он отвечал однозначно: летал, летаю и буду летать строго по инструкции. А слово у Белявина не расходилось с делом и не зря: полковые механики стремились попасть именно к нему — никто из летчиков так не берег свою боевую машину.

Но если обстановка заставляла, Белявин рисковал — да так, что ему удивлялись самые смелые летчики полка. Достаточно сказать хотя бы о его невероятной посадке израненной фашистскими зенитчиками и практически неуправляемой машины, да еще с неизрасходованной бомбовый нагрузкой, так как в тот момент его Пе-2 находился над своими позициями.

Итак, Евель Белявин: выпускник Борисоглебской школы летчиков, с ноября 1941 года воевал в бомбардировочной авиации на самолете Пе-2, с первых же боевых вылетов зарекомендовал себя очень смелым, находчивым, а подчас и дерзким летчиком, одним из первых в полку был награжден орденом Красной Звезды. Его фронтовые воздушные дороги пролегли на Южном, Закавказском, Степном, 2-м и 1-м Украинских фронтах.
Из боевых донесений и наградных листов на летчика Белявина:

— «При бомбардировке переправы с большим скоплением немецких войск товарищ Белявин, несмотря на крайнюю плотность и интенсивность зенитного и ружейного огня противника, произвел три боевых захода на цель, снижаясь на высоту всего 200 метров»;
— «Когда при выполнении боевого задания на самолете Белявина заклинил один из двигателей, летчик сохранил самообладание и, благодаря летному мастерству и точному расчету, посадил самолет на своем аэродроме, чем спас и экипаж, и самолет»;

— «В бою проявляет дерзость и находчивость, личным примером и показом учит летный состав, как надо наносить удары по врагу»

 

Высокое летное мастерство и личную отвагу проявил заместитель командира эскадрильи Евель Белявин в воздушных боях на харьковском направлении. Так, 10 августа 1943 года, будучи в составе девятки пикирующих бомбардировщиков Пе-2, он вылетел на свое 153-е боевое задание — уничтожить скопление войск противника на шоссе Харьков — Люботин. Несмотря на интенсивный огонь зенитной артиллерии, группа сбросила бомбовый груз точно на цель и легла на обратный курс в направлении аэродрома базирования. Но далеко отойти бомбардировщики не успели — их атаковали немецкие истребители. В пылу завязавшегося воздушного боя Белявин не сразу заметил, что самолет командира эскадрильи подбит, пулеметы штурмана и стрелка-радиста его машины молчат, а прикрывавший командира ведомый сбит противником. В мгновение оценив ситуацию, Белявин плотно пристроился к машине командира эскадрильи и своим огнем прикрыл ее от наседавших «мессершмитов». Теперь всю мощь своего огня вражеские истребители обрушили на самолет Белявина. В неравном бою его Пе-2 получил множественные пробоины, был разбит один из стабилизаторов, поврежден руль управления, из-за ранения прекратил вести огонь стрелок-радист, но Евель Белявин и его штурман мужественно отбивались от истребителей противника, давая возможность командиру эскадрильи перетянуть самолет на свою территорию. И лишь после этого наш летчик умелым маневром вышел из боя и сумел посадить свой плохо управляемый самолет на запасном аэродроме.

За личную отвагу и храбрость, за готовность, не щадя собственной жизни, прийти на выручку своему боевому товарищу, за мужество и высокое летное мастерство, проявленные в 153 боевых вылетах, за нанесение врагу большого урона в живой силе и военной технике гвардии старший лейтенант Евель Белявин был отмечен высшей наградой Родины, став Героем Советского Союза.

А вскоре наш земляк сам стал командиром авиационной эскадрильи «пешек» и она, благодаря его высокому летному мастерству, смелости при нанесении бомбовых ударов по врагу и умелому руководству летным составом командиром, добилась весомых результатов в боевой работе. Достаточно сказать, что именно эскадрилья Белявина одной из первых среди полков, воюющих на Пе-2, применила эффективный боевой прием бомбардирования с пикирования и обработки целей методом «замкнутого круга.» Освоенный в последствии большинством летчиков пикирующих бомбардировщиков этот боевой прием, названный в среде авиаторов «вертушкой», существенно повысил эффективность огневого поражения врага и защищенность наших «бомберов» от атак вражеских истребителей.

На заключительном этапе войны, в ходе Берлинской наступательной операции 1945 года, Евель Белявин во главе эскадрильи в числе первых наносил бомбовые удары по столице гитлеровской Германии Берлину. За годы войны он совершил около 300 успешных боевых вылетов, нанеся серьезный урон живой силе и технике немецким войскам.
Награды борисовчанина Евеля Самуиловича Белявина:

Ордена: «ЛЕНИНА», «КРАСНОГО ЗНАМЕНИ», «АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО», «ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ» 1 степени, «КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ».
Медали: «ЗОЛОТАЯ ЗВЕЗДА», «ЗА БОЕВЫЕ ЗАСЛУГИ», «ЗА ОБОРОНУ КАВКАЗА», «ЗА ОСВОБОЖДЕНИЕ ПРАГИ», «ЗА ВЗЯТИЕ БЕРЛИНА», «ЗА ПОБЕДУ НАД ГЕРМАНИЕЙ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941 - 1945 ГГ.».

После войны Белявин продолжал службу в Военно-Воздушных Силах. В 1952 году он окончил высшие летно-тактические курсы, ему было присвоено воинское звание полковника, с 1972 года находился в запасе, жил в Минске. Похоронен на Восточном («Московском») кладбище.

В родном городе Борисове имя Героя Советского Союза летчика Евеля Белявина увековечено мемориальной доской, есть улица, названная его именем.

Владимир Касьянов

mlyn.by


Оцените новость:
(9 голосов)

Оставить комментарий