Читайте в блогах

Как живётся собакам на питомнике служебных собак Минского областного управления Департамента охраны МВД в Борисове

Четверг, 14 мая 2020 10:30

«Сегодня явно мой день — обчистил магазин и пару домов, заметил приехавшую милицию и успел оторваться от хвоста». Пока думаю о прихваченном добре, ход моих мыслей прерывает оклик: «Стой, пускаю собаку! Райд, взять!». Через 15 секунд в мою руку буквально впилась зубами огромная немецкая овчарка. Еще пара движений — и она без проблем валит меня с ног.

Впрочем, ни один человек и имущество не пострадали. Все это — сценарий практической отработки навыков в питомнике служебных собак Минского областного управления Департамента охраны МВД в Борисове.

Местные кинологи позволили побыть журналисту «фигурантом», чтобы на себе прочувствовать мощь и выучку подготовленного пса. Когда видишь, как на скорости 30—35 километров в час на тебя несется огромная овчарка, впечатляет. Не остается ничего, кроме как бояться и паниковать. А зубы четвероногого чувствуются даже через спецкостюм:

— Кстати, почти 100 процентов реальных фигурантов, услышав предупреждение о служебной собаке, перестают оказывать какое-либо сопротивление, — словно в подтверждение моих мыслей заверяет начальник питомника Андрей Вереник.

Через 20 секунд после тренировки знакомлюсь с псом, завалившим меня на землю. Это немецкая овчарка на пике формы, зовут Райд.  Если не на задании, ведет себя неагрессивно, с разрешения милиционера-кинолога группы задержания Дениса Ивановича даже дает себя погладить и почесать за ухом. Удивляюсь дружелюбию — ведь еще совсем недавно пес был готов меня разорвать.

— Райд очень послушный, хорошо выполняет все команды, — улыбаясь, рассказывает Денис Сергеевич. — В питомнике он один из самых физически мощных, обладает отличным обонянием и высоким интеллектом. Уже не раз показывал свои способности в деле.

Например, несколько недель назад группа кинолога вместе с Райдом выехала в деревню Житьково Борисовского района: обокрали два дома. Каких-либо значимых улик не было, лишь следы обуви неизвестного. Собаке хватило 30 минут, чтобы по нюху вывести на тайники с крадеными вещами и указать дом, где живет воришка.

Еще позже Райд отлично сработал в Борисове. В городском микрорайоне случился пожар со следами поджога, к делу подключили кинолога. Собака прочесала все окрестности и наконец взяла след. Вместе с кинологом прошли больше километра и оказались в соседней деревне, где Райд опять указал на конкретный дом. Чутье не подвело четвероногого. Подозреваемый во всем сознался.

ПОМИМО Райда, в Минском областном питомнике 11 служебных собак: 9 немецких овчарок и 2 бельгийские. Почему собачий «арсенал» не представлен другими породами?

— Немецкие и бельгийские овчарки — это универсалы. Они спокойно могут работать с запахами и другими следами, вести обыск местности и идти на задержание, — растолковал Андрей Вереник. — Кавказская овчарка, кокер-спаниель или, например, лабрадор предрасположены к более узкопрофильной службе, поэтому в милиции не применяются.

Дюжина служебных четвероногих для питомника — это немало. Ведь нужно учесть еще 66 их «коллег», которые уже работают в отделениях Департамента охраны Минской области. К тому же каждый подопечный обязан соответствовать строгим требованиям. Любая особь должна быть чистокровной, иметь родословную, хорошо развиваться физически и не бояться людей. Именно поэтому здесь не работают с собаками-меланхоликами и интровертами: как такие смогут нести службу, если контакт с человеком в тягость?

Все особенности характера собак выясняются в первый год жизни. Щенков, например, проверяют на трусость так: во время еды бросают к миске связку ключей или другой звенящий металлический предмет. Если малыш заскулил и забился в угол, значит, трусит, к службе не подходит. Когда же в первые полгода жизни собака показала себя активной, не боязливой и способной работать в связке с человеком, начинается первая ступень обучения. По сути это запоминание базовых команд и элементарных приемов дрессировки. А вот дальше следует курс конкретной специализации, где овчарки учатся становиться на след, работать в массовых местах и идти на захват.

ВООБЩЕ, эта программа не для показа широкому кругу людей, но для журналиста сделали исключение и продемонстрировали один из элементов подготовки — поиск по запаху. Для этого есть специальное помещение с мебелью и другими предметами быта, то есть все, как в обычной квартире. В этом пространстве прячется небольшой предмет (в нашем случае ключи). После ко входу в «жилье» подводят собаку, показывают другую вещь подозреваемого и дают команду на поиск. Пес быстро проходит каждый сантиметр площади, шумно работая носом. Результат? Ключи найдены меньше чем за минуту.

С каждым псом работает один кинолог. И всю общую и специальную программу подготовки, объясняют мне в питомнике, они должны пройти вдвоем — только так вырабатывается высокий уровень понимания и взаимодействия. Если все хорошо, то уже на втором году жизни собака начинает выезжать на места происшествий. Несет службу до восьми лет, а если сохраняет свою физическую и интеллектуальную форму, этот срок продлевается еще на два года. А что потом?
— Далее происходит выбраковка, — отмечает начальник питомника. — Но вы не подумайте, что это значит усыпление. Обычно пса забирает домой кинолог: все-таки за годы совместной службы они становятся друзьями. Если человек не имеет такой возможности, воспитанника отдают в добрые руки.

До «пенсии» каждый служебный пес регулярно выезжает вместе с кинологом на задания. Понятно, это работа в условиях стресса для животного. Поэтому в питомнике подопечных всячески поддерживают: для каждой возрастной группы, например, составляется отдельное меню, в которое входят овощи (даже картофель), мясо, субпродукты, сухой корм и витамины. Не забывают и про обычное общение, игры и полезные тренировки. Ведь только в процессе постоянной совместной работы можно понять друг друга и научиться предсказывать поведение. А это важно для службы.

МВД Республики Беларусь 


Оцените новость:
(5 голосов)

Оставить комментарий