Читайте в блогах

Дом, где верят и ждут

Пятница, 23 августа 2019 12:16

Большой репортаж из Борисовского дома ребёнка

«В огромном фотоальбоме с символическим названием Happyhours (счастливые часы. – Прим. ред.) множество детских снимков. Кто-то на них заразительно смеется, кто-то скромно улыбается, а кто-то сосредоточенно серьезен. Всех этих малышей объединяет одно: в разные годы они были воспитанниками Борисовского специализированного дома ребенка, который вот уже почти 75 лет заботится о детях, оставшихся без попечения родителей. Даже самый большой альбом не в состоянии вместить фото всех, кому дом ребенка заменил семью. За эти годы свыше восьми тысяч малышей в возрасте до трех-четырех лет были окружены здесь вниманием и заботой.

Статус возможностей

В нынешний, юбилейный год (учреждение было открыто в Борисове 18 сентября 1944-го) дом ребенка сменил статус — стал специализированным. Это связано в первую очередь с состоянием здоровья воспитанников. По положению о доме ребенка, утвержденному постановлением Минздрава, эти учреждения бывают двух типов: общий и специализированный. В первом численность детей с I и II группой здоровья должна составлять более половины от всех воспитанников, во втором, наоборот, с III и IV группой здоровья. А так как в борисовском учреждении более 80 процентов малышей имеют те или иные заболевания, его отнесли ко второму типу. Главный врач Светлана Дятко говорит, что статус позволяет расширить зону деятельности:

— Во-первых, у нас могут воспитываться дети любого состояния здоровья, в том числе с пороками и особенностями психофизического развития, с инвалидностью. Этот статус дает нам возможность увеличить количество оказываемых им медицинских услуг. Во-вторых, теперь мы можем предоставлять родителям детей-инвалидов услугу «Социальная передышка». У нас для этого есть все необходимое: и специалисты (4 педиатра, невролог, опытные инструктор ЛФК и два массажиста), и свой кабинет физиотерапии со всем современным оборудованием. В-третьих, можем организовать уход за детьми, нуждающимися в паллиативной помощи.

Сегодня здесь воспитываются 57 детей. Большинство признаны находящимися в социально опасном положении и нуждающимися в социальной защите. Совсем недавно два ребенка были усыновлены, двое переданы на опеку. В биологическую семью с начала года вернулись пятеро малышей.

Где ты, мама?

Волонтеры, представители благотворительных организаций, предприятий и учреждений, будущие усыновители, оказывающие всестороннюю помощь дому ребенка, окружают его воспитанников заботой и вниманием. Но, увы, среди них нет мам и пап, которых малыши очень ждут. Приветствуя каждую гостью, они с надеждой спрашивают: «Мама?..» И даже услышав отрицательный ответ, интересуются, а какая у нее фамилия: вдруг окажется родственницей…

На Минщине, к слову, два дома ребенка: борисовский и слуцкий. Территориально они расположены далеко друг от друга. Понимая важность возможности общения родителей с детьми, малыши помещаются в ближайшее к семье учреждение, чтобы каждый родитель смог приехать к ребенку. Родственники матери и отца чаще всего навещают малышей, звонят, чтобы узнать, как они себя чувствуют.

— Мы поддерживаем детско-родительские отношения, приветствуем бабушек и дедушек, крестных, других родственников, — отмечает Светлана Анатольевна. — Бывают ситуации, когда родители не могут приезжать: находятся в местах лишения свободы или в розыске, ведут асоциальный образ жизни… Многие навещающие ребенка высказывают желание забрать его в семью, другой вопрос, насколько это получается...

Статистика такова. В прошлом году из 118 детей, находившихся в доме ребенка, только 18 вернулись в биологическую семью. 25 усыновлены (что означает лишь одно — их родители так и не справились с проблемами). Семеро ребят переданы опекунам.

После усыновления или помещения ребенка в приемную семью дом ребенка поддерживает связь с его новыми родителями, в то время как его родные мать и отец напрочь забывают о нем:

— Ни один из лишенных прав родителей не поинтересовался, как потом живет его малыш, — сетует руководитель учреждения. — Ни одна такая мама не спросила, все ли у него хорошо, как он растет, какие у него успехи или проблемы...

Когда чужие становятся родными

Практически каждый пятый воспитанник дома ребенка обрел новых родителей. Опыт убедил Светлану Дятко в том, что все дети должны жить в семье, но усыновителям необходимо быть готовым к трудностям:

— Каждый имеет право приехать познакомиться с ребенком. Месяц они общаются, мы их поддерживаем психологически, консультируем, если нужно, делаем дополнительное обследование здоровья ребенка. До суда полностью помогаем усыновителям. А в суд рекомендуем идти, когда человек уверен на 110 процентов, что это его ребенок. Если есть какие-то вопросы, сомнения, страх, лучше подождать.

К решению усыновить ребенка многие родители идут несколько лет, хотя есть и спонтанные случаи. За 17 лет работы Светланы Анатольевны в учреждении таких было несколько. Группа волонтеров, посещавшая детей в больнице, заехала и в дом ребенка. Женщина случайно увидела малыша, похожего на ее собственного ребенка, и решила его усыновить. Еще одна женщина побывала в составе делегации от коллектива на одном из утренников. В семье подумывали об усыновлении, а после этого визита решение было принято окончательно.

И конечно, среди сотрудников дома ребенка есть как усыновители детей, так и их опекуны, рассказывает Светлана Дятко:
— Не мы детей выбираем, а они нас. Те, кто постарше, спрашивают: «А меня заберут? А где мои мама и папа?» Наши воспитанники взрослые не по годам. Многие усыновители удивляются, видя, как двухлетний ребенок самостоятельно одевается, застегивает сандалики, сам кушает. Порой они больше знают и лучше говорят, чем домашние дети, потому что с ними регулярно занимаются специалисты. Наши ребята обожают занятия, ведь это индивидуальная работа, а они так нуждаются во внимании. Дать им счастливое детство — наша задача. Но родителей все равно никто не заменит.»

 

«Беларусь Сегодня»
Инга Романовская 
Фото: Виталий Пивоварчик


Оцените новость:
(0 голосов)

Оставить комментарий